Путешествие из Красноярска по Горному Алтаю, июль 2011

Только зарегистрированные пользователи могут создавать блоги и оставлять коментарии.

  • Архив

    «   Декабрь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31            

Путешествие из Красноярска по Горному Алтаю, июль 2011

После удачного самостоятельного путешествия в 2010 году (см. http://www.24auto.ru/forum/travel/topic-90435.html) решила продолжить исследования Горного Алтая летом 2011 г. Поскольку сама дорога уже была хорошо знакома и ничего в ней не пугало, то я взяла двух детей 12 и 16 лет, запаслась аудиокнигами для FM-модулятора. Естественно были прихвачены палатки-спальники-котелки-горелки. Выехала из Красноярска в 7 утра 30 июня, к 9 вечера добралась до Бийска, пробег моего ХондоФита составил 1100 км, расход бензина 6,5 л. Очень приятно ехать, зная, что никуда не опаздываешь. В этом году обошлось без поломок, регулярно останавливалась для разминки конечностей и разных перекусов. Согласно GPS-навигатору средняя скорость в пути составила 78 км/час. В дороге нас здорово развлекли аудиокниги, прослушали «Таинсвенный остров» Ж.Верна, путешествия Гулливера, приключения Мумми-троллей, рассказы Чехова и произведения Пушкина (по школьной программе) и много других вещей. Дорога от Белово через Залесово по-прежнему хороша, даже лучше, поскольку были заделаны ямы на многочисленных мостах и виадуках. При этом плату на этом участке дороги больше не берут. На ночевку в Бийске остановились в гостинице «У телевышки», 2-х местный номер с удобствами 1800 руб, без без удобств вроде 1 400. В стоимость проживания входит завтрак. Сама телевышка огромна, администратор гостиницы сказала, что высота ее 300 м, и я, и дети очень впечатлились.
Описание изображения
Описание изображения
Утром следующего дня не торопясь продолжили путь. Во второй день проехали всего 500 км за 11 часов, но при этом делали существенные остановки – на въезде в Горный Алтай, для прогулки по Айскому мосту, для посещения Тавдинских пещер и основательной еды. Кстати, в Тавдинские пещеры нельзя сходить самостоятельно, нужно купить билет, дождаться пока наберется группа и освободится экскурсовод. В Большой Тавдинке всё оборудовано деревянными лестницами, освещением. В другие пещеры нас не водили.

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

Наша экскурсия стоила 50 руб/чел и заняла часа 2. Чтобы подъехать к пещерам, нужно переехать мост через Катунь в районе поселка Известковый, проезд по мосту стоит 100 руб туда-обратно, после моста делаем поворот по кругу налево и вскоре видим припаркованные машины у входа к пещерам. После пещер вернулись на Чуйский тракт, миновали, не останавливаясь Семинский перевал. Задержались немного на перевале Чике-Таман. Перевал несомненно красивее Семинского, живописнее, круче и скалистей. Дорога достаточно узкая, поэтому я побоялась останавливаться во время подъема-спуска для фотографирования, хотя желание сделать это было сильным. Поэтому фото только на самом перевале.

Описание изображения
Описание изображения

Далее после Чике-Тамана Чуйский тракт идет по долине Чуи. Со всех сторон великолепные виды, появляется желание то и дело остановиться и фотографировать. Но меня поджимает время, поскольку в этот день я должна успеть доехать до села Улаган, где меня уже ждут. С Чуйского тракта сворачиваю в Акташе и 50 км преодолеваю уже в потемках до Улагана. На этом участке асфальт периодически кончается, что совсем не радует меня и Фита. В Улагане меня с детьми терпеливо ожидал Салават, хозяин базы «Кату-Ярык». Взглянув на моего Фита, согласился, что на нем я даже до Балыктуюля не доеду. Салават быстро организовал бесплатную стоянку Фиту в Улагане во дворе своего товарища, а мы перекидали свои вещи к нему в Тойоту Хайс. Уже в полной темноте, в первом часу ночи, мы прибыли в «Кату-Ярык», спустившись с перевала не видя его, но ощущая. База «Кату-Ярык» и водопад Куркуре Заселились в аил. Несмотря на бешеную усталость, я все-таки вскипятила чай на горелке себе и детям и, после позднего ужина, мы дружно отключились. Надо сказать, что аилы у Салавата просторные, кровати удобные с пружинными матрасами, 300 руб/чел.

Описание изображения
Описание изображения

Утро прошло в исследовании базы, прогулке по берегу Чулышмана, приготовлении завтрака.

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

Салават предложил перевезти нас на другой берег с тем, чтобы мы сходили к водопаду Куркуре. Это не тот водопад, который видно с автомобильной дороги и который представляет собой ручей. Это - не Куркуре До Куркуре нужно пройти 5 км (данные GPS, местные говорят 2-3 км, но это не верно) вверх по течению Чулышмана. Дорога до водопада чрезвычайно легка и приятна, по пути встретили лошадок, искупались в песчаном заливчике Чулышмана, соревновались в бросании камней в воду.

Описание изображения
Описание изображения

И наконец, сам водопад. На меня он произвел грандиозное впечатление. Это самый большой водопад из виденных мною ранее. Вернее, он не самый большой, по объему водосброса Учар мощнее и перепад там больше, но в Куркуре вода падает отвесно и ее действительно много, и вся она идет одним потоком. Водопады в районе Сочи и даже водопад Дудхсхагар в Индии не произвели такого впечатления. Здесь вода ревет, падая с высоты, пожалуй, 10-этажного дома, в воздухе стоит водяная пыль, растения вокруг поражают яркой зеленью.

Описание изображения

После возвращения на базу быстро приготовила обед, опять погрузились в Хайс и Салават повез нас далее по долине Чулышмана, на базу «Красный камень». Водопад Учар и «Каменные грибы» База «Красный камень» тем хороша, что стоит напротив того места, откуда начинаются тропы на водопад Учар и «Каменные грибы». Попытка поставить палатку в сильный ветер закончилась поломкой дуги, поэтому я быстро заняла один из двух деревянных домиков. Ночевали втроем на широком деревянном топчане, еду готовили на горелке. С утра хозяева перевезли нас на лодке на правый берег Чулышмана. И тут вдруг они мне стали говорить, что женщине с детьми одной, без проводника, до водопада не дойти – якобы дорога трудная. К разговору присоединились туристы, ранее днем побывавшие на водопаде. Дружно стали говорить, что мы не пройдем «скалу» и проч. Я готова была дрогнуть и бежать искать проводника (1000 руб), но силой воли заставила пренебречь «полезными советами». Такой же разговор состоялся и с лесником, который стоит собирает по 100 руб/нос за проход в заповедник (дает квитанции и показывает свое удостоверение). Он был встревожен нашей компанией без проводника и предлагал стоять и здесь ждать какую-нибудь группу с мужиками и веревками. Подавив в себе зарождающуюся панику (я легко поддаюсь уговорам), все же смело повела детей вверх по тропе. Говорю сразу – ничего там трудного нет, даже без мужиков и веревок. Конечно, если вы в остальной своей жизни никуда никогда не ходили, то будет неуютно. Но красноярцам, регулярно выходящими семьями на Столбы, эта дорога ничего особенного не представляет. Путь туда 8 км, перепад высот 300 м, по камням и по бревнам надо пересечь 5 ручьев, в одном месте прижаться к скале и пройти по карнизу.

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

Говорят и пишут в интернете, что заблудиться нельзя. Это не так – мы блуданули. В Гарминовских картах этой тропы нет, поэтому просто идти надо, где натоптано. В одном месте, примерно 6 км от берега Чулышмана, более натоптанная тропа идет резко вниз. Поскольку с этого места сам водопад уже как на ладони, то само приходит решение, что пора бы уже спуск начать. Судя по вытаптонности, многие так ошибаются, тропа эта минут через 20-30 заканчивается в скалах, нависающими над бурной речкой. Отличное место для фото, но отсюда надо выбираться обратно вверх, потеря времени минут 40-50. Учар виден очень издалека, но все же я его бы водопадом не назвала – скорее шумы или речка с сильным уклоном, отвесно он не падает, но все равно красив.

Описание изображения
Описание изображения

Совершили фотосессию, пообедали шпротами и пошли обратно. Встретили группу туристов, только идущих на Учар. Они были рады видеть нас невредимыми, т.к. лесник на входе предупредил их о ненормальной мамаше с детьми и без веревок. Убедившись, что в их помощи мы не нуждаемся, они пошли в свою сторону, а мы в свою. Путь вниз гораздо веселее. Спустившись в долину, дети отметили, что нисколько не устали, поэтому ходьбу мы продолжили по направлению к «Каменным грибам», они чуть ниже по течению Чулышмана, и немного круто вверх подняться. Итого в тот день мы прошли 24 км. За 11 часов. Зато посетили сразу 2 памятника природы, что избавило нас от раннего вставания на следующий день. Пока шли к «грибам» нас дважды накрывало дождем, спасли припасенные дождевики. После дождя вот такая двойная радуга.

Описание изображения

В этом месте долины очень сочные зеленые луга с протекающими ручьями и разбросанными каменными валунами. А уж вид сверху на долину – просто закачаешься.

Описание изображения
Описание изображения

«Каменные грибы» меня манили после прочтения и просмотра в интернете. Ну просто великолепная вещь. Они огромны и загадочны. «Ножки» у грибов состоят из мелких камешков, склеенных глиной, «шляпка» - монолитный камень. Ножка», защищенная «шляпкой», разрушается гораздо медленнее, чем остальная масса этой породы. Вот и получается такая чудесная вещь. Говорят, что «шляпки» падают во время землетрясений. Но ведь и новые «грибы» зарождаются и растут!

Описание изображения

На базу вернулись в сумерках, хозяйка Александра нажарила для нас лепешек и пирогов – рот радуется. После 24 км аппетит был зверским и сон глубоким. Долина Чулышмана Сама долина реки Чулышман представляет собой памятник природы. До 1989 года она была недоступна для автомобилей, попасть можно было с севера по воде Телецкого озера или по лошадиным тропам. В 1989 году пробили перевал Кату-Ярык, стали ездить автомобили. Дорога плоха, гравийкой ее на назовешь, поскольку не подсыпают. Но периодически ездит бульдозер и подравнивает ее. При этом, где была «гребенка» становится ровно, а там, где из дороги торчали острые валуны, появляются ямы. Огромные валуны и поменьше бульдозер двигает к обочине дороги. Определенную опасность представляют собой мелкие острые камешки, которые протыкают колеса. Двигаясь по долине, нам дважды встретились автомобили на «веревке», один из них джип. У нашего немолодого Хайса во время движения «срезало» какую-то деталь, Салават ездил в Балыкчу заваривать. В общем, Фит бы там «умер», а так он мирно отстоял всю неделю в Улагане. Конечно, это не дешево – нанимать транспорт, но зато все проблемы с поломками меня уже не касались. Долина стОит того, чтобы по ней проехать. Но средняя скорость движения 20 км/ч, поэтому рассчитывайте, что путь в 100 км займет 5 часов времени. В долине достаточно много появляется новых баз помимо «Эзена» и «Кату-Ярыка». Рядом с уже упомянутым «Красным камнем» находится база «Устье Чульчи» и еще парочка без названий. Есть и другие по течению Чулышмана. Многие автотуристы останавливаются просто на берегу, безо всяких баз. Вроде местный народ стал спокойнее относится к туристам – не пристают. Перевал Кату-Ярык Перевал Кату-Ярык расширили, теперь там в любом месте 2 машины разъезжаются, переднеприводные ездят активно. Сидя на базе под перевалом занимательно наблюдать, кто и как карабкается вверх на перевал. Некоторым не удается с первого раза подняться. Задним ходом спускаются вниз, остывают и снова идут на штурм. Кино бесплатное.

Описание изображения

Но вид сверху перевала потрясающий. Жить бы я здесь не стала, но вернулась бы с удовольствием. Юг Телецкого озера С базы «Красный камень» на юг Телецкого озера нас отвез все тот же Салават. Долина продолжает быть живописной, лишь уширяясь к устью Чулышмана.

Описание изображения

роехали мимо деревень Коо и Балыкча. В Балыкче по-прежнему прямо с утра можно увидеть сильно пьяных местных, бредущих по улице или сидящих вдоль дороги, привалившись к забору. Остановились мы на базе «Кырсай». Опять аилы, но тесные. Но база симпатичная, большая столовая, баня, бильярд, теннис, дружелюбные псы.

Описание изображения

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

Один день мы посвятили загоранию, один день катанию на лошадях к водопаду Ачылман и прогулке на катере. Хозяева базы за отдельную плату катают по озеру, в которое водопадами впадает много речек и ручьев. Все это место – долину Чулышмана и Телецкое озеро – стоило назвать долиной водопадов, уж очень их много. На лошадях туристов катают местные подростки, сказать, что лошади спокойные, нельзя. Какой-нибудь одной придет в голову поскакать галопом, прочие за ней следом начинают прыгать. Мне это не понравилось. Хотя сама поездка была очень яркой и продуктивной: прекрасные виды, двойной водопад Ачылман (с дороги его не видно), земляничная поляна.

Описание изображения

На Кырсае мы провели 3 ночи, после чего в точно назначенное время Салават за нами приехал. Прямой переезд м.Кырсай-Улаган занял 6 часов. В Улагане пересели в Фита и поехали в сторону Акташа, а затем Курая. "Красные ворота" на пути из Улагана в Акташ.

Описание изображения

Путь до альплагеря Актру
Немного проехав от Акташа на юг по Чуйскому тракту, увидели дальние горы со снежными вершинами. Неужели мы будем там, на этих вершинах? О-о-о-о, как красиво, быстрее фотаться.

Описание изображения

Дорога до Курая коротка, и вот я уже договариваюсь о ночлеге в гостинице (гостиница находится в одном здании с местным «супермаркетом») и о заброске в альплагерь. В гостинице есть общая кухня, где можно приготовить еду. Администратор договаривается с местными водителями, чтобы наутро нас увезли к леднику. Фит будет дожидаться нас во дворе гостиницы. Утром нас забирает водитель по имени Женя и везет на своем УАЗике 1976 года выпуска в альплагерь.

Из приборной доски автомобиля торчат разные провода, датчики ничего не показывают, отсутствует одно боковое стекло, дверка водителя не закрывается плотно, спинки пассажирских кресел периодически отваливаются, а через днище видно дорогу. Но авто едет, причем по совершенно безобразной дороге, состоящей из валунов, корней деревьев, вязкой грязюки и глубоких бродов. Первая часть пути от Курая до Перевалки – это просто проселок с небольшим трудным участком возле самой Перевалки. А вот после нее и начинается черт-те что. Скорость автомобиля большую часть пути составляет 5-6 км/ч, но плохо ехать лучше, чем хорошо идти, поэтому мы терпим. «Удовольствие» от такого «трофи» стоит 3000 в одну сторону, если бы это был УАЗ-буханка, то 4 т.р. По приезде в альплагерь я почувствовала, что меня, обычно не страдающую от тряски, сильно укачало. Поэтому в этот день самочувствие было скверное, а детям все нипочем.

Альплагерь и ледник Актру
Альплагерь занимает довольно большую территорию и располагается на высоте 2040 м над уровнем моря. Село Курай, кстати, находится на высоте 1500 м. Сразу на въезде находится пункт МЧС, где надо зарегистрироваться. Если не зарегистрировался, то они сами придут и все равно всех перепишут. Вежливо просят при выезде с альплагеря сообщить им об этом, дабы не доставлять беспокойств. Встать можно где угодно с палаткой и совершенно бесплатно. Есть домики, есть база «Сачки» тоже с домиками, а вернее с коттеджами. Но мы заняли очень удобное место для лагеря с хорошим костровищем, длинным столом и скамьями.

С одной стороны протекает, бурля, ручей Актру, с другой стороны лагеря «питьевой» ручей.

Описание изображения
Описание изображения

В Актру вода белая, на вкус как будто с мелом. Там можно все мыть и стирать. Из «питьевого» рекомендуется только набирать воду для приготовления пищи. Дрова валяются по ту сторону «питьевого» ручья, недостатка в них нет, но топор и пила нужны. В первый день просто побродили по территории альплагеря. Народу стоит много, в основном большими компаниями: детский альпинистский клуб, биологи из Барнаула, кадеты, группа московской федерации альпинизма и скалолазания и прочие другие, у которых мы не спрашивали. Территория довольно чистая благодаря то школьникам, то студентам, которые проходят с мусорными мешками, собирая хлам, который оставляют несознательные туристы. Есть местные достопримечательности: памятник Галине Афанасьевой и всем погибшим альпинистам.

Описание изображения
Описание изображения

В некоторых местах альплагеря ловится МТС, но надо ходить пробовать или наблюдать за другими туристами, где они разговаривают, там вероятно и вам повезет. На второй день пошли на ледник малый Актру, это всего 2 км от лагеря. Дойти можно совершенно легко. Виды описывать не буду, лучше фотографии.

Описание изображения
Описание изображения
Описание изображения

На третий день пошли на ледник Большой Актру и Голубое озеро. На тропе присоединились к группе туристов, которая точно знала дорогу. Без этой помощи я бы не знала, откуда забираются на ледник и в каком месте искать Голубое озеро. Путь до Голубого озера составляет 6 км, перепад высот 800 м.

Описание изображения
Описание изображения

Сейчас, просматривая эти фотографии, я сама себе не верю, что я там была. Дикие, суровые горы, высота окружающих пиков 3600-3800 м. Ну, а на 4-ый день за нами приехал УАЗик и отвез нас в Курай. От Курая мы прокатились на своей машине по Чуйскому тракту до Кош-Агача, унылое степное село.

Привлекает только резкий контраст: снежные горные вершины, а через 50 км унылая пыльная степь. Ну и все, далее только дорога домой, в Красноярск.

Но по пути еще две ночевки – в частной гостинице в селе Камлак неподалеку от Усть-Семы

и ночевка после Кемерово, в гостинице УВД.
Итого проехала 3700 км на своем фите и около 300 км на чужих авто. Потрачено на всё 57 т.р. за 14 дней (21 т.р. услуги "перевозчиков"smile;), т.е.по 19 т.р. на чел.



в вроде 1 400. В стоимость проживания входит завтрак. Сама телевышка огромна, администратор гостиницы сказала, что высота

Подписаться на горящие предложения

Ваш e-mail:*

Погода
Сегодня

Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода